Нунчаки Брюса Ли

Нунчаки Брюса ЛиВ фильме «Кулак ярости» Брюс Ли впервые появился на экране с грозным оружием в руках — нунчаками (правильнее это слово не имеет ни множественного числа, ни склонения: нунчаку), древним китайским боевым приспособлением, получившим развитие на Окинаве и уже оттуда распро­странившимся по Японии и Китаю. Нунчаки — моди­фицированный цеп для обмолота зерна. Две палки, со­единенные цепью или шнуром. Смысл применения нунчаков в том, что мастер быстро вращает палки, пе­рехватывая их руками, и таким образом создает вокруг себя зону безопасности. Приблизившийся противник получает удар одной из палок, а то и сразу двумя .

С нунчаками Ли познакомил мастер карате Хидехико Окияи. Это произошло в середине шестидесятых годов в Лос-Анджелесе во время тренировки в спорт­зале Христианской ассоциации молодежи. Брюс был так впечатлен, что взял несколько уроков обращения с нунчаками, а затем включил их в свои тренировки.

Техника владения нунчаками крайне сложна. Это оружие опасно для самого бойца — палки перемеща­ются с большой скоростью, и ошибка в перехвате гро­зит серьезными травмами. В фильме «Кулак ярости» Ли продемонстрировал виртуозное владение этим ста­ринным видом оружия. Боевые эпизоды с примене­нием нунчаков стали иллюстрацией к стилю Ли и его призывам применять в бою все, что может пригодиться для достижения победы. Нунчаки в этом смысле — инструмент идеальный: они помогают герою Брюса Ли одержать победу над гораздо более сильным (в физи­ческом плане) противником.

Брюс Ли и нунчакиПремьера фильма «Кулак ярости» должна была состояться поздним вечером. Но желающих увидеть фильм оказалось так много, что хлынувшая на улицы центра Гонконга толпа блокировала автомобильное движение. Разразился самый настоящий транспорт­ный коллапс. И власти были вынуждены… отложить премьеру на неделю, чтобы в назначенный час пере­крыть движение и пустить транспортные потоки объездными маршрутами.

Премьера нового фильма обернулась очередным триумфом. Сборы первых двух недель перекрыли предыдущий рекорд, перевалили за 3,5 миллиона и вплотную приблизились к отметке в 4 миллиона долларов. Кинотеатры Гонконга несколько недель демонстрировали один и тот же фильм, а поток зрите­лей все не ослабевал.

Для Брюса Ли второй фильм, снятый в Гонконге, стал во многом этапным. С момента выхода на экраны «Кулака ярости» гонорары Ли взлетели на невероятную высоту. Если в момент заключения договора с Раймон­дом Чоу Ли запросил гонорар в 10 тысяч долларов в месяц и получил встречное предложение 75 долларов в неделю, то теперь его вознаграждение исчислялось цифрами с многими нулями. Он стал по-настоящему богатым человеком и уж точно самым высокооплачи­ваемым китайским актером.

И все же Ли насчет своих фильмов не заблуждал­ся. «Кулак ярости» был хорош для восточного рынка, но для Америки ему не хватало «крепкой основы» — увлекательной, логично развивающейся истории. Фильму нужен был сценарий.