Честно выразить себя

Брюс ЛиБрюс Ли всегда хотел, чтобы люди, научились понимать себя и могли бы по-настоящему выражать себя. Брюс Ли не мог научить человека пониманию самого себя, ведь чтобы человек научился понимать себя, он должен заглянуть в свое сердце. Как говорил сам Брюс: «Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя». И только лишь тогда, когда человек даст честные ответы самому себе на свои же вопросы, поймет кто же он на самом деле, чего хочет, что ему нужно — только тогда он сможет честно реализовывать себя, а не играть в иллюзии и притворство. Поэтому Брюс стимулировал своих учеников в их личных поисках, развитии индивидуальности и понимании своей собственной уникальности.

Знание и понимание — это не одно и то же. Что такое знание? Знание – это основа, которая была получена исходя из долгого опыта прошлого. Понимание же – это опыт, полученный в настоящее время. Любой, кто хочет просто отождествиться с Брюсом Ли и системой джит кун до, слепо и бездумно копирует Брюса Ли — обманывает себя. Ведь основа Джит Кун До заложена в принципе: «Бери полезное, отвергай бесполезное, добавь то, что принадлежит только тебе!». То есть, основа заложена в вашей собственной уникальности.

Иисус Христос, Учитель, чьи озарения также дали толчок различным догматическим и фундаменталистским течениям, выразил ту же истину, когда изрек: «Следуй за Мной, и ты потеряешь себя, но следуй себе — и ты найдешь и себя, и Меня». В жизни догматическая религия предает свое первоначальное мировоззрение. А любой занимающийся боевыми искусствами, бездумно и слепо перенимающий то, что делает его учитель, отрицает свою собственную уникальность и свои возможности.

Брюс Ли лично старался представить Джит Кун До как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе, который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, использует лодку в качестве дров для разведения костра. Многие из последователей Брюса предпочли бы сохранить лодку, некоторые хотели бы отправиться на ней обратно в прошлое, другие — поставить на нее мотор, и так далее. Суть рассказа Брюса заключается в том, что необходимо использовать то, что уже когда-то было полезным для человека и что останется полезным, но уже для других целей.

Теперь было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Это понятие было Брюс Ливведено не Чарльзом Дарвином, как считают многие, а Гербертом Спенсером в его книге «Основы биологии» в 1867 году. Спенсер использовал слово «самый приспособленный» в смысле «наиболее приспособленный» или «наиболее подходящий». Очень часто, в современной интерпретации (ошибочной интерпретации) оно используется в значении «самый сильный» и применяется к людям, борющимся за выживание или тренирующим силу, чтобы властвовать над слабыми. Действительный же смысл понятия «наиболее приспособленный» — это соответствие и приспособляемость, т. е. способность приспосабливаться к окружающим условиям. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный.

Этот принцип хорошо иллюстрирует ситуация, когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений. Так и принцип Джит Кун До Брюса Ли, говорит о том, что нельзя костенеть в своих взглядах и слепо доверять традициям, забывая про свою уникальность, свои сильные и слабые стороны. Напротив, нужно разобраться в своих преимуществах и адаптировать систему боя для своих возможностей, быть гибким в поисках необходимых решений.

Многие не способны признать боевое искусство как средство духовного выражения или внутренней работы. Мы привыкли думать только о «победителях» и «побежденных», без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни «победитель», ни «побежденный» не останутся в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, слабостям и недостаткам. Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя просто таким, как вы есть.

Закончить статью хочется словами Брюса Ли: «Опустоши свой разум. Стань аморфным, бесформенным как вода. Когда воду наливают в чашку, она становится чашкой. Когда воду наливают в чайник, она становится чайником. Когда воду наливают в бутылку, она становится бутылкой. Вода может течь, а может крушить. Будь водой, друг мой».

«Во все времена конец героев был таким же, как и конец обычных людей. Все они умерли, и воспоминания о них постепенно изгладились из памяти людей. Но пока мы живы, мы должны понять себя, разобраться в себе и выразить себя».

Обычный человек — совокупность рутин, идей и традиций. Если идти по этому пути — ты познаешь рутины, идеи, и традиции, — свою тень. Ты не познаешь себя».