Брюс Ли всегда хотел, чтобы люди, научились понимать себя и могли бы по-настоящему выражать себя. Брюс Ли не мог научить человека пониманию самого себя, ведь чтобы человек научился понимать себя, он должен заглянуть в свое сердце. Как говорил сам Брюс: «Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя». И только лишь тогда, когда человек даст честные ответы самому себе на свои же вопросы, поймет кто же он на самом деле, чего хочет, что ему нужно — только тогда он сможет честно реализовывать себя, а не играть в иллюзии и притворство. Поэтому Брюс стимулировал своих учеников в их личных поисках, развитии индивидуальности и понимании своей собственной уникальности.
Знание и понимание — это не одно и то же. Что такое знание? Знание – это основа, которая была получена исходя из долгого опыта прошлого. Понимание же – это опыт, полученный в настоящее время. Любой, кто хочет просто отождествиться с Брюсом Ли и системой джит кун до, слепо и бездумно копирует Брюса Ли — обманывает себя. Ведь основа Джит Кун До заложена в принципе: «Бери полезное, отвергай бесполезное, добавь то, что принадлежит только тебе!». То есть, основа заложена в вашей собственной уникальности.
Иисус Христос, Учитель, чьи озарения также дали толчок различным догматическим и фундаменталистским течениям, выразил ту же истину, когда изрек: «Следуй за Мной, и ты потеряешь себя, но следуй себе — и ты найдешь и себя, и Меня». В жизни догматическая религия предает свое первоначальное мировоззрение. А любой занимающийся боевыми искусствами, бездумно и слепо перенимающий то, что делает его учитель, отрицает свою собственную уникальность и свои возможности.
Брюс Ли лично старался представить Джит Кун До как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе, который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, использует лодку в качестве дров для разведения костра. Многие из последователей Брюса предпочли бы сохранить лодку, некоторые хотели бы отправиться на ней обратно в прошлое, другие — поставить на нее мотор, и так далее. Суть рассказа Брюса заключается в том, что необходимо использовать то, что уже когда-то было полезным для человека и что останется полезным, но уже для других целей.
Теперь было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Это понятие было введено не Чарльзом Дарвином, как считают многие, а Гербертом Спенсером в его книге «Основы биологии» в 1867 году. Спенсер использовал слово «самый приспособленный» в смысле «наиболее приспособленный» или «наиболее подходящий». Очень часто, в современной интерпретации (ошибочной интерпретации) оно используется в значении «самый сильный» и применяется к людям, борющимся за выживание или тренирующим силу, чтобы властвовать над слабыми. Действительный же смысл понятия «наиболее приспособленный» — это соответствие и приспособляемость, т. е. способность приспосабливаться к окружающим условиям. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный.
Этот принцип хорошо иллюстрирует ситуация, когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений. Так и принцип Джит Кун До Брюса Ли, говорит о том, что нельзя костенеть в своих взглядах и слепо доверять традициям, забывая про свою уникальность, свои сильные и слабые стороны. Напротив, нужно разобраться в своих преимуществах и адаптировать систему боя для своих возможностей, быть гибким в поисках необходимых решений.
Многие не способны признать боевое искусство как средство духовного выражения или внутренней работы. Мы привыкли думать только о «победителях» и «побежденных», без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни «победитель», ни «побежденный» не останутся в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, слабостям и недостаткам. Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя просто таким, как вы есть.
Закончить статью хочется словами Брюса Ли: «Опустоши свой разум. Стань аморфным, бесформенным как вода. Когда воду наливают в чашку, она становится чашкой. Когда воду наливают в чайник, она становится чайником. Когда воду наливают в бутылку, она становится бутылкой. Вода может течь, а может крушить. Будь водой, друг мой».
«Во все времена конец героев был таким же, как и конец обычных людей. Все они умерли, и воспоминания о них постепенно изгладились из памяти людей. Но пока мы живы, мы должны понять себя, разобраться в себе и выразить себя».
Обычный человек — совокупность рутин, идей и традиций. Если идти по этому пути — ты познаешь рутины, идеи, и традиции, — свою тень. Ты не познаешь себя».