Брюс Ли и фильмы «Большой босс», «Кулак ярости»

Брюс Ли и фильмы «Большой босс», «Кулак ярости»Большая часть фильма «Большой босс» была снята в Таиланде. Эта работа дорого обошлась Брю­су Ли — во время съемки боевого эпизода он потянул щиколотку и стал прихрамывать. А потом вернулись боли в разбитой спине, Брюсу приходилось постоян­но колоть обезболивающие лекарства.

В октябре 1971 года состоялась гонконгская пре­мьера картины. В переполненном зале кинотеатра си­дели и Ли, и Линда, и Раймонд Чоу. Брюс Ли очень вол­новался — он понятия не имел, примет ли этот фильм гонконгская публика.
И вот демонстрация фильма закончилась. В зале зажгли свет. Сотни людей сидели в безмолвии, словно они впали в некий анабиоз. А спустя минуту зал… взор­вался аплодисментами! Ли и Линда пошли к выходу. Но выйти на улицу не смогли. Их окружила востор­женная толпа.

На следующий день все газеты пестрели заголовка­ми статей о фильме «Большой босс». За три премьерных недели фильм прошел в кинотеатрах Гонконга… 875 раз! Общий сбор за то же время составил 3,5 миллиона дол­ларов — абсолютный рекорд для того времени.
А потом были триумфы в Китае, Италии, Арген­тине, Ливане. В США картина вышла под названием «Кулаки ярости» (именно так, во множественном чис­ле) и тоже собрала хорошую кассу. Успех был абсолют­ным — Ли ликовал. Он не ожидал столь убедительной и безусловной победы, сомневался до последней ми­нуты. Но… случилось. Брюс Ли стал кинематографи­ческой звездой мирового масштаба.

Второй фильм Брюса — «Кулак ярости», получив­ший в Америке название «Китайский связной» — раз­вил успех «Большого босса». Следует заметить, что путаница в названиях фильмов с участием Брюса Ли вызвана желанием американских прокатчиков гаран­тировать успех фильма, связав его с другой успешной картиной, вышедшей в 1971 году, — фильмом «Фран­цузский связной». Эта гипотетическая и более чем ус­овная связь двух совершенно разных картин не сра­ботала. «Кулак ярости» — вполне самодостаточный фильм, который не нуждался в каком-либо «локомо­тиве» для привлечения зрителей в кинотеатры. Доста­точно было афиш с портретом Ли и его имени в анон­сах: Брюс уже был очень популярен на всех континентах, в Америке в том числе.

В основе сюжета фильма «Кулак ярости» — истори­ческое событие: смерть Хо Юаньцзя, знаменитого мас­ера кунг-фу и основателя Ассоциации боевых искусств «Цзинъу». Действие фильма развивается в 1908 году (хотя реальный Хо Юаньцзя умер годом позже, в 1909-м). Ученик Хо Юаньцзя Чэн Чжэн, которого играл Брюс Ли, пытается защитить честь учителя и его школы. Он вступает в схватку с японскими оккупационными вла­стями и, конечно, всех побеждает.

В фильме множество любопытных деталей. К при­меру, по сценарию Чэн Чжэн в финальной сцене по­гибает — он совершает прыжок, а японцы стреляют, убивая его в полете. В окончательном варианте филь­ма эта сцена вырезана.
И еще… В этом фильме в массовке дебютировал совершенно безвестный на тот момент Джеки Чан, будущий «король» китайского кинематографическо­го кунг-фу.